Программа Финляндии по оказанию помощи водному сектору Кыргызстана и Таджикистана

Программа FinWaterWEI II (2014-2017 г.г.)

ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ:
2014–2017 гг.
ЦЕЛЕВЫЕ СТРАНЫ: Кыргызстан,
Таджикистан
БЮДЖЕТ:  8 000 000 евро
ФИНАНСИРОВАНИЕ: Министерство иностранных дел Финляндии
АДМИНИСТРАТОР: Институт
окружающей
среды Финляндии
(SYKE)

Содержание программы

Реализация Программы по управлению вод­ными ресурсами в Кыргызстане и Таджикистане (FinWaterWEI II) была начата в 2014 г. и продлится до 2017 г. Программа FinWaterWEI II основывается на приоритетных областях Программы политики развития Финляндии (2012 г.), включающих в себя становление демократического и подотчетного общества, продвигающего права человека, всесторон­нюю «зеленую экономику», способствующую повышению уровня занятости населения, устойчивое использование и управление при­родными ресурсами и охрану окружающей среды, а также развитие человеческого потен­циала.
В контексте водного сектора, подход к раз­витию, основывающийся на правах челове­ка, определяется не только как соблюдение прав на доступ к чистой воде и обеспечение санитарных требований, но и как наращива­ние потенциала государственных учрежде­ний в плане предоставления соответствую­щих услуг населению. В рамках Программы FinWaterWEI II также реализуются и меж­отраслевые задачи, поставленные политикой развития Финляндии: гендерное равенство, сокращение неравенства и устойчивость к изменению климата.

Реализация Программы FinWaterWEI II ос­нована на опыте, полученном в процессе ре­ализации первой фазы Программы, осущест­вленной с 2009 по 2013 гг. В рамках настоящей Программы будет продолжено тесное сотруд­ничество с международными партнерами, осуществляющими свою деятельность в об­ласти оказания помощи по развитию в рам­ках ООН, а также за ее пределами, при этом одновременно будет расширена сеть местных партнеров по сотрудничеству, включающих в себя Фонд Ага Хана и отделение Ассоциации «Оксфам» в Таджикистане, ООН Женщины в Кыргызстане. Оказание поддержки полити­ческим процессам на высоком уровне (нацио­нальный политический диалог по воде) будет совмещено с деятельностью, подразумеваю­щей достижение конкретных результатов на местах. Также будут инициированы двусто­ ронние проекты в рамках институциональ­ного сотрудничества между государственны­ми учреждениями Финляндии, Кыргызстана и Таджикистана. Участие заинтересованных сторон в реализации запланированной де­ятельности будет расширено посредством привлечения организаций гражданского общества.

Бенефициары и заинтересованные стороны

Следуя принципам подхода к развитию, пред­усматривающего соблюдение прав человека, FinWaterWEI II будет также ориентирована на наращивание потенциала правообладателей и уполномоченных органов власти и нала­живание взаимоотношений между данными группами. С одной стороны, Программа на­ целена на укрепление соответствующих ин­струментов и обеспечение возможностей государственных органов власти по предостав­лению гражданам необходимых услуг, свя­занных с водоснабжением. Ожидается, что усовершенствованная система управления и охраны водных ресурсов повысит доступ­ность водных ресурсов для питьевого и бы­тового водоснабжения, особенно в сельских районах, где наиболее бедные слои населения особенно страдают от неудовлетворительной работы системы водоснабжения. С другой стороны, в рамках Программы будет оказана непосредственная поддержка бенефициарам на местном уровне посредством проведения кампаний по повышению осведомленности, мобилизации граждан к устойчивому управ­лению водными ресурсами и сточными во­дами, а также применения восходящих под­ходов к устойчивому управлению водными ресурсами. Особое внимание также будет уделяться процессу мобилизации женщин и продвижения принципов гендерного равенства в рамках управления водными ресурса­ми на всех уровнях.

Цели

Общей целью Программы FinWaterWEI II является повышение уровня водной безопасности в Кыргызстане, Таджикистане и смежных регионах путем равноправного и интегрированного управления водными ре­сурсами. Программа нацелена на сокраще­ние рисков, связанных с водой, посредством оказания поддержки странам в управлении своими национальными и международными водными ресурсами с учетом принци­пов сбалансированности, равноправия и интеграции. Также в рамках Программы будут развиваться основанные на соблюде­нии прав человека подходы к управлению водными ресурсами и водопользованию пу­тем оказания поддержки как уполномочен­ным органам (органам власти), так и право­ обладателям (гражданам).

Основная задача Программы заключается в достижении следующих четырех ключевых результатов:

Результат 1: Применение усовершенствованной системы интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР) и надежная основа для трансграничного сотрудничества.
Результат 2: Укрепление потенциала административных органов, ответственных за управление водными ресурсами, охрану окружающей среды и здравоохранение в области мониторинга качества и объема воды.
Результат 3: Повышение потенциала для адаптации и готовности к реагированию на изменения климата.
Результат 4: Повышение потенциала право­
обладателей, включая беднейшие слои населения и другие уязвимые группы, в осознании и способности реализации своих прав и обязательств по отношению
к водным ресурсам.
Горный пейзаж Таджикистана. Фото: Лаура Рантанен

Горный пейзаж Таджикистана. Фото: Лаура Рантанен

 Проекты Программы FinWaterWEI II

Результат 1: ИУВР и трансграничное управление водными ресурсами

1 Экономика водной безопасности в Кыргызстане и Таджикистане

Организация-исполнитель: ОЭСР/СРГ ПДООС

Основные партнеры: министерства и государственные ведомства участвующих стран

Проект направлен на укрепление экономических и финансовых составляющих интегрированного управления водными ресурсами в Кыргызстане и Таджикистане. В Кыргыз­стане основное внимание в рамках проекта будет уделяться (а) поиску путей обеспече­ния большей согласованности между сель­скохозяйственной и водной политикой и (б) оценке существующих бизнес­моделей водоснабжения и водоотведения в сельской мест­ности, выявлению наиболее результативных и экономически эффективных вариантов и подготовке рекомендаций для проведения соответствующих реформ. В Таджикистане в рамках проекта будет оказано содействие в усилении механизмов регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения. Проект создаст возможности для повышения ква­лификации госслужащих и специалистов по водному хозяйству и будет способствовать обмену опытом в области экономических и финансовых аспектов водной безопасности на региональном уровне. Проект реализуется в рамках Национального диалога по политике комплексного управления водными ресур­сами.

Достижение национальных целевых показателей по воде и здоровью в Кыргызстане и Таджикистане, при поддержке Национальных диалогов по водной политике (Достижение целевых показателей по воде и здоровью в Кыргызстане и Таджикистане)

Организация-исполнитель: ЕЭК ООН

Основные партнеры: министерства и государственные органы Кыргызстана и Таджикистана в сфере воды и здоровья, Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения ВОЗ.

Улучшение доступа к безопасной питьевой воде и необходимой санитарии и, как следствие, улучшение здоровья и благосостояния населения является серьезной задачей для Кыргызстана и Таджикистана. Данный проект поможет Правительствам стран достичь целевых показателей в области воды и здоровья путем разработки подробного плана действий, прописывающего наилучший путь для выполнения средне и долгосрочных целей в соответствии с Протоколом по проблемам воды и здоровья.

Данный проект будет напрямую способство­вать достижению национальных целевых показателей путем укрепления потенциала на национальном и местном уровнях. В рам­ках процесса Национальных диалогов по водной политике, будет поддерживаться ре­гулярный обмен мнениями и информацией между заинтересованными лицами для со­ вершенствования правовых, стратегических и управленческих баз, касающихся проблем воды и здоровья. Проект повысит потенциал заинтересованных сторон водного сектора в достижении целевых показателей путем обучения сотрудников водохозяйственных предприятий, общественных ассоциаций по проблемам питьевой воды в сельской местно­ сти и других организаций, осуществляющих управление, эксплуатацию и техническое обслуживание систем водоснабжения, водо­отведения и сточных вод в Кыргызстане и Таджикистане.

3 Укрепление сотрудничества в сфере гидрологии и окружающей среды между Таджикистаном и Афганистаном в верхнем бассейне реки Аму-Дарья (ТАП – Таджикско-Афганский проект по реке Пяндж)

Организация-исполнитель: ЕЭК ООН

Основные партнеры: министерства и государственные органы Кыргызстана и Таджикистана, ОБСЕ, Экологическая сеть Zoï

Проект направлен на укрепление систематического и долгосрочного сотрудничества в сфере гидрологии и экологии между Афганистаном и Таджикистаном по реке Пяндж. Задача про­екта будет реализована путем запуска и под­держки политического диалога по водным ресурсам и гидрологии через повышение осведомленности о тенденциях и состоянии климата и водных ресурсов, а также укрепле­ния потенциала специалистов в сфере обмена гидрологической информацией объединен­ного механизма прогнозирования и оповещения о наводнениях, мониторинга окружа­ющей среды, индикаторов, управления особо охраняемыми природными территориям и лесоразведения.

Оценка взаимосвязи между водой, продовольствием, энергией и экосистемами в трансграничном бассейне реки Сырдарья/Оценка взаимосвязи в бассейне реки Сырдарья

Организация-исполнитель: ЕЭК ООН

Основные партнеры: Глобальное водное партнерство, Королевский технологический институт (Стокгольм), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), министерства и государственные агентства, гражданское общество и исследовательские институты в странах бассейна.

Оценка позволит национальным отраслевым министерствам, администрациям и объединениям (особенно бассейновым организациям) лучше оценить взаимодействия между водой, продовольствием, энергией и экосистемами в трансграничных бассейнах. Оценка позволит достичь следующих результатов: 1) улучшен­ная база знаний о рассматриваемом взаимо­действии в ракурсе воздействия на ресурсы, потребностей и «горячих точек» в бассейне реки Сырдарья, 2) определение основных вза­имосвязей, политической несогласованности; возможных компромиссов и потенциальных выгод; 3) повышение осведомленности заин­тересованных сторон и других действующих лиц в бассейне реки Сырдарья об оценке вза­имосвязи и разработанных на ее основе рекомендациях.

Результат 2: Мониторинг качества и объема воды

5 Укрепление сотрудничества по управлению качеством воды в Центральной Азии (Качество воды в Центральной Азии, фаза 2)

Организация-исполнитель: ЕЭК ООН

Основные партнеры: РЭЦ ЦА, государственные и региональные организации управления водными ресурсами

Цель проекта – повышение качества воды в общих реках пяти стран Центральной Азии посредством усовершенствования и развития регионального сотрудничества по качеству воды в масштабе бассейнов. Проект направ­лен на институализацию сотрудничества в сфере качества воды в бассейне Аральского моря на основании результатов, достигнутых в Фазе 1 (2009­2012 гг.), проект подготовит обоснованную информацию по качеству во­ды в Центральной Азии и обеспечит доступ общественности к этой информации. В рам­ках проекта особое внимание будет уделено соответствующим государственным органи­зациям Кыргызстана и Таджикистана. 

6 Укрепление потенциала в области мониторинга качества поверхностных вод в Таджикистане (Проект TJK- Вода)

Организация-исполнитель: Институт окружающей среды Финляндии (SYKE) и Комитет по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан

Основные партнеры: Государственное учреждение по гидрометеорологии Республики Таджикистан (Таджикгидромет), Лаборатория аналитического контроля Комитета по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан

Цель проекта – повышение потенциала Лаборатории аналитического контроля Комитета по охране окружающей среды и Лаборатории наблюдений за загрязнениями поверхностных вод Таджикгидромета. Для оптимизации про­цесса реализации государственной програм­мы мониторинга и поддержки Таджикистана в выполнении международных обязательств по мониторингу и отчетности необходимо повышение потенциала соответствующих ведомств. В рамках проекта предусмотрено обучение по международным стандартам ка­чества воды. Проект полностью охватывает весь процесс мониторинга, начиная от отбо­ра проб и заканчивая подготовкой отчетов по результатам мониторинга.

7 Формирование системы принятия решений, основанных на результатах экологического мониторинга и направленных на экологоэкономическое развитие территории оз. Иссык-Куль, (Проект KGZ-Вода/ Иссык-Куль)

Организация-исполнитель: Институт окружающей среды Финляндии (SYKE) и Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (ГАООСЛХ)
Основной партнер: Агентство по гидрометеорологии при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (Кыргызгидромет)

Основная цель проекта – создание системы обоснованного принятия экологически значимых решений на примере пилотной территории Иссык-Кульской области (оз. Иссык-Куль) через улучшение системы оценки качества окружающей среды. Таким образом, в рам­ках проекта будет укреплена система эколо­гического мониторинга, а также повышен потенциал госорганов в плане отслеживания тех участков, которые представляют основ­ные риски в отношении загрязнения оз. Ис­сык­-Куль. Основной акцент в рамках проекта будет сделан на развитие потенциала в следу­ющих областях: 1) Налаживание надлежащей системы обмена экологической информацией между ключевыми государственными струк­турами и формирование структурированной базы данных с использованием ГИС техноло­гий, 2) Повышение потенциала сотрудников ГАООСЛХ по анализу данных мониторин­га и разработке удобных для пользователя информационных продуктов, 3) Создание механизмов учета разработанных информа­ционно­аналитических продуктов при при­нятии экологически значимых решений, 4) Разработка и внедрение рекомендаций и мер по адаптации к изменению климата на базе пилотной территории, прилегающей к озеру Иссык­-Куль.

Результат 3: Адаптация к изменению климата

8.Повышение устойчивости к изменению климата и адаптационных возможностей в трансграничном бассейне рек Чу и Талас

Исполняющая организация: ЕЭК ООН

Ключевые партнеры (национальные и международные): Бассейновая комиссия по рекам Чу и Талас, Отдел водного хозяйства и мелиорации Министерства сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики, Росгидромет Кыргызстана, мелкие фермерские хозяйства, малообеспеченные жители сельских поселений Кыргызстана и Казахстана, Программа развития Организации Объединенных Наций в Кыргызстане.

Целью проекта является «создание основы для регулярных и стратегических действий по адаптации к изменению климата в бассейне рек Чу и Талас и содействие работе Чу-Таласской Комиссии и местным органам власти по развитию адаптации к изменению климата в бассейне».

Ожидаемые результаты проекта, сформулированные в ходе консультаций с заинтересованными сторонами во время предыдущего этапа проекта:

  1. Созданы рамки для регулярных и стратегических действий по адаптации к изменению климата в бассейне рек Чу и Талас.
  2. Оценены и представлены выгоды от реализации адаптационных мер.
  3. Повышены уровень осведомленности и знаний Чу-Таласской бассейновой Комиссии и других ключевых заинтересованных сторон об адаптационных мерах, а также осознание необходимости трансграничного сотрудничества для адаптации к изменению климата.

9 Повышение устойчивости к негативным последствиям изменения климата путем улучшения водопользования в Горно-Бадахшанской Автономной Области (ГБАО), Таджикистан (Устойчивость к изменению климата на Памире (УИКП))

Организация-исполнитель: Фонд Ага Хана (AKF)

Основные партнеры: Местные партнеры Сети Развития Ага Хана – сельские организации, Общественные Объединения по развитию кишлачных организаций, местные органы государственной власти, районные центры здравоохранения, центры санитарно-эпидемиологического контроля.

Проект будет повышать устойчивость к негативным воздействиям изменения климата на местах. Это будет достигнуто посредством: 1) обеспечения безопасной питьевой водой и санитарно­техническими сооружениями, а также обучения по вопросам соблюдения гигиены, что обеспечит улучшение состоя­ния здоровья и снижение числа заболеваний, передающихся через воду; 2) разработанной структуры коллективного управления; 3) по­вышения потенциала сообществ и местных органов власти для того, чтобы занять актив­ную позицию в плане повышения устойчи­вости и подготовки к изменениям климата и планирования, осуществления и управления природными ресурсами с более значитель­ной интеграцией компонентов, связанных соснижением риска от стихийных бедствий и адаптации к их последствиям.

Результат 4: Повышение потенциала правообладателей

10 Немного и безопасно: усовершенствование процесса планирования безопасного водообеспечения и эффективного мониторинга качества воды в сельских районах Таджикистана (будет начат в перспективе)

11 Проект питьевого водоснабжения и санитарии для местного населения в Таджикистане (CoDWSS)

Организация-исполнитель: Оксфам

Основные партнеры: Министерства и общественные организации, местные и районные органы власти в районах Рудаки и Айни, ассоциации пользователей питьевой воды, гражданское общество.

Проект будет содействовать созданию благоприятных условий для устойчивого обеспечения питьевой водой и санитарии в сельской местности Таджикистана. Проект 1) поддер­жит эффективные процессы управления системами водоснабжения и санитарии пу­тем содействия созданию Водных трастовых фондов, организаций потребителей питьевой воды и сетей местных заинтересованных сторон, а также окажет помощь в разработ­ке планов обеспечения безопасности воды; 2) окажет поддержку различным заинтересованным сторонам при создании и управле­нии системами водоснабжения и санитарии в отобранных для проекта кишлаках; 3) обес­печит функционирующий механизм монито­ринга со стороны гражданского общества на районном уровне в целях обеспечения кон­структивного диалога по водопользованию между потребителями, операторами и други­ми заинтересованными сторонами.

12 Улучшение жизнедеятельности незащищенных женщин, мужчин и детей посредством их участия в совместном управлении водными ресурсами, а также улучшения их навыков по эффективному водопользованию в Кыргызстане (Справедливое использование воды – устойчивость местных сообществ)

Организация-исполнитель: Структура ООН Женщины в Кыргызской Республике

Основные партнеры: Сельская Консультационная Служба Джалал-Абадской области (СКС ДжА), местные органы самоуправления

Целью проекта является улучшение жизнедеятельности незащищенных женщин, мужчин и детей посредством эффективного использования водных ресурсов на уровне домохозяйств, а также справедливого управления водными ресурсами на уровне сообщества. Данный проект будет способствовать принятию мер для равного и эффективного использования воды в домашнем хозяйстве и на огородах в отобранных для проекта населенных пун­ктах. Для этого учащиеся старших классов будут обучаться на внеклассных занятиях навыкам пропаганды/защиты обществен­ных интересов и навыкам общения для того, чтобы впоследствии оказывать влияние на изменение отношения в своих сообществах в пользу более справедливого и рационального использования природных ресурсов. Проект позволит усилить потенциал органов местно­го самоуправления и Ассоциаций водополь­зователей в целевых районах по обеспечению равного доступа к ресурсам и улучшению качества услуг для населения. С этой целью органами местного самоуправления будет внедряться и использоваться электронная система управления информацией «Беркут» с обновленной базой данных лиц, имеющих право полноценного участия в системах рас­пределения местных ресурсов. Ассоциации водопользователей получат возможность увеличить сбор платежей за воду в результа­те улучшения учета пользователей и системы ведения счетов, внедренной в базу «Беркут».


КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ:

http://www.syke.fi/en-US/FinWaterWEI

Теа Тёрнроос (Tea Törnroos) (tea.tornroos@ymparisto.fi), Координатор программы FinWaterWEI II, Руководитель управления международных дел, Институт окружающей среды Финляндии (SYKE)